Командир авиаэскадрильи, лётчик-испытатель Иван Валивач

Валивач Иван Игнатьевич

Лётчик-испытатель, военный лётчик 1-го класса (1959), полковник (1963). 
Родился 19 августа 1918 года в селе Васильчуки Ключевского района Алтайского края. В 1936 году окончил 9 классов. В 1936-1937 гг. работал преподавателем физики в Покровской школе Ключевского района, в 1938-1940 – помощник паровозного машиниста (город Новокузнецк Кемеровской области). В 1940 г. окончил Новокузнецкий аэроклуб.
В армии с марта 1940 г. В 1941 г.  окончил Новосибирскую ВАШЛ, был оставлен в ней лётчиком-инструктором.
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941-мае 1945 гг. – лётчик, заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи 668-го ночного бомбардировочного авиационного полка (Карельский фронт).

Из наградного листа, 12 апреля 1942 г.:

«Участвуя в боях против немецко-финского фашизма, проявил себя как смелый, отважный пилот. За период боевой работы с 7 февраля по 31 марта 1942 года совершил одиннадцать боевых вылетов ночью. На бомбардировку артпозиций противника сделал три боевых вылета, по аэродромам противника 4 боевых вылета, по войскам противника 2 боевых вылета и по железнодорожным объектам противника два боевых вылета.23 февраля 1942 года ночью производил бомбардировку артпозиций противника. По подтверждению делегата связи Ефимова при 122 СД на высоте 425 было отмечено прямое попадание в расположение батареи и отмечено два больших взрыва. Наземное командование 122 СД дало оценку выполнения задания «отлично». 26 февраля ночью производил бомбардировку железнодорожного разъезда № 6. По донесению последующего экипажа лейтенанта Попкова на разъезде было отмечено два сильных взрыва и пожар. Выполнение задания признано отличным. С 3-на 4 марта ночью производил бомбардировку аэродрома Алакуртти. По наблюдению последующего экипажа ст. лейтенанта Белова В.Г. и фотоснимков 37 КББАП на аэродроме было отмечено два сильных взрыва. Задание выполнено. 16 марта 1942 года ночью производил бомбардировку ледяного аэродрома Алакуртти. По донесению последующего экипажа ст. лейтенанта Гавриленко бомбы попали в цель, наблюдались взрывы – задание выполнено. 20 марта 1942 года ночью летал на бомбометание сухопутного аэродрома Алакуртти. По подтверждению делегата связи Ефимова при 122 СД задание выполнено. Наблюдались взрывы около стоянок самолетов. Бомбометание происходило под сильным огнём зенитной артиллерии противника».

За проявленную отвагу и отличное выполнение заданий награждён орденом Красной Звезды.

Из наградного листа, 4 августа 1944 г.:

«С января 1942 г. тов. Валивач произвёл 90 боевых вылетов. За 18 боевых вылетов на самолёте Р-5 ночью награждён орденом «Красная Звезда» в 1942 году. После награждения произвёл 72 боевых вылета, из них только на Медвежьегорское направление и Суоярви с 23 июня по 29 июля 1944 г. совершил 10 боевых вылетов на самолёте Ил-2 на уничтожение живой силы противника на поле боя и по огневым артпозициям.

5.07.1944. Бомбо-штурмовым ударом подавлял огневые средства и уничтожал живую силу противника, укрепившегося на высоте восточнее населённого пункта Поросозеро. Наблюдением экипажей установлено, бомбы точно сброшены по высоте. Огнём РС подавлен огонь ЗП восточнее оконечности озера Юнгос.

7.07.1944. Бомбо-штурмовым ударом уничтожал огневые средства и живую силу противника на оборонительном участке западнее переправы Котчеозеро. Наблюдением экипажей установлено, бомбы точно легли по заданной цели. Наземным командованием передано, что экипаж работал отлично. 

10.07.1944. Бомбо-штурмовым ударом уничтожал огневые средства и живую силу противника на огневых позициях, подавлял зенитные средства и вёл штурмовку отходящей живой силы противника по дороге. Наблюдением экипажей установлено: уничтожена батарея, подавлен огонь 4 батарей МЗА, уничтожено до 8 автомашин и отмечено до 10 очагов пожаров.

26.07.1944. Бомбо-штурмовым ударом уничтожал огневые средства и живую силу противника. Наблюдением экипажей установлено: все бомбы легли по восточному склону  и центру высоты, прямым попаданием бомб и РС уничтожен тригонометрический пункт, предположительно наблюдательный пункт противника. Все результаты вылетов подтверждены наземным командованием, экипажами истребителей, сопровождающих при выполнении боевого задания».

Награждён орденом Отечественной войны II степени.

Из наградного листа, 26 октября 1944 г.:

«С января 1942 г. тов. Валивач произвёл 105 боевых вылетов. За 18 боевых вылетов на самолёте Р-5 ночью награждён орденом «Красная Звезда» в 1942 году, за 60 боевых вылетов награждён орденом Отечественной войны II степени. После награждения произвёл 27 боевых вылетов на самолёте Ил-2. В период операции 7.10.1944 по разгрому 20-й Лапландской армии на мурманском направлении произвёл 7 боевых вылетов на самолёте Ил-2 на штурмовку огневых позиций, живой силы и техники противника.

8.10.1944.  Бомбо-штурмовым ударом, ведущимся в составе 4-х экипажей самолётов Ил-2 в районе высоты 251 уничтожали живую силу, артпозиции и огневые точки противника. Группа штурмовиков была точно приведена на заданную цель, в результате чего уничтожили и подавили 4 огневых точки, 1 тяжёлое орудие, до взвода пехоты противника и создано до 8 очагов пожара. 

9.10.1944.  Бомбо-штурмовым ударом, ведущимся в составе 4-х экипажей самолётов Ил-2 в районе высоты 281 по отступающему противнику, в результате чего уничтожили и подавили до 20 автомашин с грузом и живой силой противника, до 10 гружёных повозок, 2 орудия с тягачами, до взвода живой силы противника. В воздушном бою сбит воздушными стрелками 1 истребитель противника.        

10.10.1944.  Бомбо-штурмовым ударом, ведущимся в составе 6-ти экипажей самолётов Ил-2 по отступающему противнику в районе Петсамо, уничтожали живую силу и технику противника, в результате чего уничтожили 2 автомашины с грузом и живой силой, прямым попаданием бомб и РС сожжено 2 барака, 1 деревянный мост. Уходя от цели, по наблюдению экипажей, отмечены сильные взрывы.

11.10.1944. Бомбо-штурмовым ударом, ведущимся в составе 8-ми экипажей самолётов Ил-2 уничтожали скопление войск противника в районе дороги, ведущей с Луостари на Петсамо, в результате чего было уничтожено и подавлено до 20 автомашин с грузом и живой силой. Подавлен огонь 1 батареи МЗА, сожжено 3 дома, взорвана цистерна с горючим».

За образцовое выполнение заданий награждён орденом Красного Знамени.  

 
После войны И.И. Валивач продолжал службу в строевых частях ВВС.
С октября 1946 по сентябрь 1959 гг.– лётчик-испытатель 27-го отдельного смешанного испытательного полка НИИ-4.
С сентября 1959 по март 1961 гг. – лётчик-испытатель 557-го отдельного смешанного испытательного полка НИИ-4. С марта 1961 по март 1965 гг. – лётчик-испытатель 333-го отдельного смешанного испытательного полка.

Принимал участие в испытаниях различного самолётного вооружения, крылатых ракет на Ил-28, Ту-16.

С марта по декабрь 1965 гг. – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС.

С декабря 1965 г. – в запасе. В 1966-1973 гг. работал на руководящих должностях в Ахтубинском филиале Лётно-исследовательского института.

Жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Умер 7 октября 1996 года. Похоронен в Ахтубинске, на кладбище №1.

Награждён 2 орденами Красного Знамени (26.10.1044; 25.07.1958), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (15.09.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (23.06.1942; 26.10.1955), медалями.

 

Источник: https://ok.ru/group/56754519605295/album/56754525306927/813399067183 с дополнениями и исправлениями.

 

Учебный фильм 1944 года про Р-5 https://www.youtube.com/watch?v=wu7khv7Xsps&t=14s

Уважаемые читатели! Структура сайта позволяет прочитать старые записи блога через раздел "карта сайта"

Дорогие читатели! Наш сайт готов

разместить имеющиеся

у вас интересные материалы по истории

района, очерки о людях, проживавших и ныне

живущих в нем. Присылайте материал на

контактный адрес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ведущий сайта

 Гуков Борис

 контактный адрес

 boris_gukov@mail.ru

            

        

Мы размещаем на сайте

материалы в виде отрывков 

и отдельных страниц, 

поэтому надеемся, что не

будет претензий к нам 

с точки зрения авторского

права. Если все же таковые

возникнут, материалы

будут удалены по первому 

требованию.

 

Исторические фотографии Ключей и ключевцев можно посмотреть и прокомментировать на страничке Игоря Алейникова в Одноклассниках

 

 

Яндекс.Метрика